«Царевна-лягушка» — русская фольклорная волшебная сказка. Впервые напечатана А. Афанасьевым в его книге «Народные русские сказки» в конце 19-го века. Примечательно, что у других народов России — бурятов и татар, имеются собственные народные предания с почти идентичным сюжетом. Данные произведения разбавлены другими персонажами и имеют национальный оттенок. Например, у бурятов лягушке ткать рубаху помогают собака и корова, постоянные спутники степных жителей.
Ключевые события сюжета
Как известно, в сказке рассказывается о младшем сыне царя, которому не повезло в женитьбе — его невестой стала лягушка. Вот главные моменты произведения:
- Царь приказал трем сыновьям выстрелить из лука и там, где упадут их стрелы искать невесту.
- Супругой старшего стала дочь боярина.
- Среднего — купеческая дочь.
- Стрела младшего (Ивана) залетела на болото и его женой стала лягушка.
- Лягушка испекла лучший хлеб для царя из всех невесток.
- Рубаха, которую соткала лягушка, стала лучшей, сделанной для царя невестками.
- На смотре невест лягушка в образе Василисы Премудрой стала самой красивой.
- Иван бросает лягушачью кожу в печь, желая оставить жену в образе Василисы навсегда.
- Василиса попадает в плен к Кощею Бессмертному.
- Иван бьется с Кощеем и спасает жену.
Произведение может заканчиваться различными традиционными окончаниями: «я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «стали они жить-поживать, да добра наживать». Это зависит от автора сборника и года издания, в более поздних публикациях предпочитается второй вариант.
Основной сюжетный посыл
Как правило лейтмотивом данной сказки определяют, как превосходство мудрости над глупостью. Тут и главная героиня — «премудрая», и ее муж Иван в конце понимает, что поступил глупо и необдуманно - сжег её лягушачью кожу, да и невестки старших братьев выглядят не лучшим образом, когда подсматривают за Василисой и пытаются повторить её волшебные действия. Таким образом, как и в любой русской сказке все плохие людские качества побеждаются хорошими, а это и есть торжество Добра над Злом.