Понятие рода существительного в русском языке
Русский язык отличается от всех остальных сложной и, порой, запутанной грамматикой. Одной из самых объемных тем в языке является тема родов. Род присущ исключительно именам существительным, его нет во всех остальных частях речи. Можно сказать, что это отличительная черта такой части речи как существительное. Всего в русском языке их три:
- Мужской род. Преимущественно слова, оканчивающиеся на согласные буквы, букву "й" и мягкий знак;
- Слова женского рода - слова, оканчивающиеся на буквы а, я, ь;
- К среднему роду относятся слова, оканчивающиеся на о, е.
Однако у всех правил есть свое исключение, и особенно это утверждение свойственно для русского языка. И именно из-за этих исключений зачастую возникают сложности в изучении языка для иностранцев и ошибки в написании и правильном произношении даже у носителей языка. Одна из таких ошибок - незнание рода слова "кофе". Порой именно на этом вопросе многие ученики допускают ошибки в тестах или же контрольных работах.
Род слова "кофе
По вышеперечисленным правилам, слова кофе можно отнести к среднему роду, поскольку оно оканчивается на букву "о", да и похожее по написанию и произношению слово "кафе" является словом среднего рода. Но такое суждение ошибочно, ведь слово, означающее один из любимых напитков современного человека, является словом среднего рода.
Как "кофиий" стал "кофе": историческая сторона вопроса
Средний род слова кофе обусловлен не только тем, что оно является исключением, но и историей возникновения самого слова. Дело в том, что первоначально бодрящий напиток соответствовал всем "критериям" мужского рода и носил другое наименование - кофий. Окончание "й" свидетельствовало о роде данного слова, но позже слово подверглось языковой модернизации, и с тех сор все знают кофе, и мало кто догадывается, что первоначальное название напитка - кофе. Таким образом, сменилось название и поменялось окончание, но род у слова осталось. Сейчас же знание рода этого слова и вовсе является показание интеллектуальности собеседника.